Храм святителя Алексия митрополита Московского

Белгородская и Старооскольская епархия

Автор: Настоятель храма. Раздел Новости храма

Дата создания: 25 февраля (10 марта) 1905 года. Описание: Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1995 года. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 19 июля того же года возрождена Белгородская кафедра.

История:Одно из древних упоминаний о Белгородской епархии мы встречаем в Никоновской летописи, где говорится, что вскоре после учреждения Киевской митрополии, во времена князя Владимира, митрополитом Леонтом были открыты епископские кафедры ещё в нескольких городах — Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Белгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани. Древность епархии подтверждает также «Список иерархов и настоятелей монастырей Русской Церкви», составленный академиком Павлом Строевым: «Белгородская епархия упоминается по летописям в XI и XII столетиях». И первым епископом Белгородским под 1071 г. назван Никита. Такой же версии придерживается и Щапов в книге «Государство и Церковь».Особое положение Белгородской епархии среди других было обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, вплоть до последней трети XVIII века она являлась окраинной епархией юга Российского государства, неся миссию христианского просвещения и истины во всей ее чистоте и неприкосновенности апостольского и святоотеческого предания; во-вторых, по мнению ряда исследователей, она являлась одной из наиболее древних епархий Русской Православной Церкви, чьё основание восходит к периоду Крещения Руси святым князем Владимиром. И что немаловажно, Белгородская епархия взрастила великих светильников веры, воплотивших в жизнь святость и духовную красоту Русской Церкви, которые своим пастырским служением и иноческими подвигами, церковно-общественной и просветительской деятельностью, богословскими трудами внесли весомый вклад в отечественную культуру.Новая история Белгородской епархии начинается с 1667 г., когда по постановлению Большого Московского Собора для ближайшего и более успешного пастырского окормления отдаленных окраин России, зависевших до тех пор по духовному управлению частью от Москвы, частью от Киева, создается митрополия в Белгороде и «да будет тамо архиерей». С самого основания епархия была поставлена в ряд митрополий и её иерархи назывались митрополитами Белгородскими и Обоянскими — так было до учреждения в 1721 г. Святейшего Синода. С этого же времени они именуются епископами или архиепископами, за исключением одного Антония Чернавского, рукоположенного в сан митрополита на родине. С 1667 по 1787 гг. архипастыри именовались Белгородскими и Обоянскими, с 1787 по 1799 гг. Белгородскими и Курскими, а с 1799 г. — Курскими и Белгородскими. За период существования епископскую кафедру возглавляли 17 архиереев. Многие из них внесли заметный вклад в историю, культуру, просвещение России.С именем епископа Белгородского и Обоянского Епифания (Тихорского) (1722-1731) связана важная страница отечественного просвещения — организация Харьковского коллегиума. Епископом Епифанием, первым в России, были заложены основы организации систематического образования, в полной мере воспринятые впоследствии светской школой, в том числе и высшей.Немалый вклад в дело развития духовного и светского образования внесли епископы Самуил (Миславский) (1768-?), Петр (Смелич) (1736-1744), Феоктист (Мочульский) (1787-1818), плодом их активной духовной деятельности явилась весомая доработка учебных программ в соответствии с современным уровнем развития научной, богословской и философской мысли, а также существенное расширение сети низших духовных школ, что позволяло оценивать уровень постановки образованности в Белгородской епархии как наиболее высокий в рамках России своего времени.На Белгородской святительской кафедре того времени встречаем мужей высокой нравственности и истинно святой жизни. Одним из них явился епископ Иоасаф (Горленко) (1705-1754) — выдающийся проповедник, духовный поэт и просветитель. Деятельность этого иерарха по реальному просвещению, воспитанию человека и возведению его по лестнице знаний высоко оценена Русской Православной Церковью, канонизировавшей его в 1911 г.Период наиболее интенсивного развития Белгородского края совпадает с ростом числа монастырей на его территории. Только в течение XVI– XVII веков на территории будущей Белгородской губернии, согласно аналитическим данным, приведенным митрополитом Макарием (Булгаковым) — известным богословом и историком, уроженцем Белгородчины, возникает 59 монастырей, в том числе такие известные, как Харьковская Святогорская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Хотмыжский мужской монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», Глинская пустынь, ставшие передовыми экономическими и просветительскими центрами.Монастыри в Белгородском крае появились одновременно с присоединением его к территории Русского государства и в период своего возникновения принадлежали к числу окраинных, явившись сразу носителями и охранителями христианских вероучительных истин и ценностей, сыграв заметную роль в укреплении христианства и государственной власти во вновь присоединенном обширном крае. Поэтому правительство в лице самого царя особенно внимательно относится к Белгородским монастырям, жертвуя деньги на постройку, непосредственно участвуя в их закладке, наделяя их землями, например, еще в XVI веке по повелению царя Феодора Иоанновича основывается Коренная пустынь (Курский уезд), Троицкий монастырь в г. Белгороде — по повелению Бориса Годунова.Мощный импульс развитию духовного просвещения также дали возникшие в Белгородской епархии в 1722 году систематические Духовные школы, по образовательному уровню не имевшие аналогов в то время в России. К 1727 году из 46 школ, существовавших в 21 епархии, 8 приходилось на Белгородскую. Белгородская школа успешно развилась в Харьковский коллегиум, который, по отзывам современников, стал «одной из замечательнейших духовных школ» XVIII столетия.Последствия шведской войны, а также принудительное выселение части населения в донские степи, повлияв на плотность населения, тем не менее, не отразились на общем составе епархиальных городов. Достаточно сказать, что к названному периоду в епархии действовал 31 монастырь, в то время, как в Смоленской их насчитывалось всего 8, Крутицкой — 26, Тверской — 17, Коломенской — 13 монастырей. О масштабах епархии можно судить по расписанию городов и уездов: Курск, Харьков, Ахтырка, Изюм, Сумы, Обоянь, Суджа и многие другие. Таким образом, Белгородская епархия граничила с Киевской митрополией и епархией в пределах Киевской губернии на западе и юго-западе, на востоке в пределах Азовской губернии она соседствовала с Воронежской епархией в бассейне верховьев Дона. В таком составе Белгородская епархия просуществовала до последней четверти XVIII века.Секуляризация церковных имуществ 1764 года была, бесспорно, одной из крупнейших реформ в истории Белгородской епархии. Высочайше утвержденные 26 февраля 1764 года Духовные штаты, разделили все великорусские епархии на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Белгородская епархия была отнесена к третьему классу. У монастырей отобраны их вотчины, а на содержание обителей также назначены штатные оклады по трем классам. Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо оставлены «на своем содержании». В результате секуляризации в Белгородской епархии произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. Как исключение графу П.Б.Шереметеву удалось отстоять Богородицкую Тихвинскую пустынь, вероятно лишь потому, что содержалась она сугубо «иждивением» самого графа. Это и определило ее дальнейшую судьбу — Тихвинская женская обитель в слободе Борисовка оставалась на протяжении длительного времени одной из самых известных высокодуховных обителей России.6 мая 1788 г. Святейший Синод издал общий именной указ о разделении епархий сообразно с разделением губерний, а в 1799 г. происходит разделение Белгородской епархии на Курскую и Белгородскую и Слободско-Украинскую (позднее переименованную в Харьковскую). Согласно докладу Синода 1799 г., архиереи, занимавшие третьеклассные кафедры, должны были жить в губернском городе. Однако г. Белгород, будучи теперь уездным городом, еще долго, вплоть до 1833 г., продолжал оставаться кафедральным городом и духовным центром уже Курской и Белгородской епархии, поскольку в нем, в Свято-Троицкой обители, покоились мощи великого угодника Божия — святителя Иоасафа, почитавшегося народом задолго до его канонизации.Среди тех, кто прибегал к его помощи и заступничеству, был император Николай II, дважды посетивший Белгород, по инициативе которого епископ Иоасаф был прославлен в лике святых. Торжество прославления в 1911 году собрало сотни тысяч паломников, прибывших в Белгород со всех концов Российской империи.В историю Белгородчины ХХ века вписаны и трагические страницы гонений на православную веру, сопровождавшиеся поруганием святынь, разрушением храмов, жестокими расправами над священнослужителями. 13-16 августа 2000 года Русской Православной Церковью от Белгородской и Старооскольской епархии прославлены в лике святых 17 новомучеников и исповедников. Среди них выдающийся богослов и агиограф, автор фундаментального труда по истории русской святости епископ Никодим (Кононов) (1871-1919); ревностный архипастырь Антоний (Панкеев) (1892-1938) и почитаемый далеко за пределами Белгородчины яркий проповедник архиепископ Онуфрий (Гагалюк) (1889-1938). Память новомучеников и исповедников Белгородских совершается 1 июня.Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1995 года и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 19 июля того же года возрождена Белгородская кафедра, управляющим которой назначен Преосвященный Иоанн (Попов), епископ (с 1999 года — архиепископ) Белгородский и Старооскольский.Знаменательными событиями в новейшей истории Белгородской и Старооскольской епархии стали пребывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на земле Святого Белогорья.Впервые Святейший Патриарх посетил епархию 16-17 сентября 1991 года во время второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа (Горленко).

Целью следующего визита Святейшего Патриарха 3 мая 1995 года было освящение храма во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также мемориала «Звонница» на танковом поле под Прохоровкой.

28-29 сентября 1996 года Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Белгородскую и Старооскольскую епархию для освящения величественного Спасо-Преображенского собора в г. Губкин и торжественного открытия Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

 Четвертый раз визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на землю Святого Белогорья состоялся 3-4 мая 2000 года. Святейший Патриарх принял участие во встрече на Третьем ратном поле России Президентов трех братских славянских государств России, Украины и Белоруссии и торжествах, посвященных 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 Ныне Белгородская епархия возобновилась уже не в прежних исторических границах, но место ее в духовной жизни России по-прежнему заметно, о чем свидетельствуют не только восстановленные и вновь возведенные храмы, монастыри, духовно-просветительские центры, воскресные школы, но и православная вера, возрождающаяся в сердцах белгородцев.

 В Белгородской и Старооскольской епархии на настоящее время 19 благочиннических округов.

Общее количество приходов — 262.

Из них:

  • приписных: 17,
  • монастырских: 8,
  • имеющих временное помещение: 30.

На приходах Белгородской и Старооскольской епархии совершают свое служение 280 священнослужителей, из них диаконов — 18; монашествующих — 22.

 В епархии действует Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью) в которой обучается — 125 воспитанников (очного отделения); 107 воспитанников (заочного сектора обучения); 10 воспитанников (подготовительного отделения) из 50 епархий Русской Православной Церкви.

 В настоящее время на территории епархии действует две православные гимназии в Белгороде и Старом Осколе.

 В епархии издается: ежемесячная православная газета «Белгородские епархиальные ведомости», ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение» — официальный орган Миссионерского Отдела Московского Патриархата, молодежный журнал «Новый Ковчег», газета православного молодежного миссионерского центра «Свет Христов».

Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.