Обретенная святыня
9 февраля в 18.00 святыня прибыла в Архангельск, в Свято-Ильинский кафедральный собор, где ее торжественно встретил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, священнослужители, представители областной и городской власти, многочисленные миряне. В течение нескольких дней крест находился в Архангельске, затем крест был торжественно провезен по всей Архангельской и Холмогорской епархии.
Все желающие смогли прикоснуться к великой христианской святыне, вознести молитвы к Господу и прославленным святым. Крест-мощевик изготовлен из серебра в форме русского трилистного креста. Он состоит из основ-ного корпуса с бортиками и внутренними переборками, в который помещены мощи святых, и крышки, которая крепится тремя винтиками с круглой головкой, четвертый верхний - граненый с отверстием для ношения нацепи. Размеры мощевика 125 X 110 X 17 мм. На лицевой стороне изо-бражено Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, вверху изображен Господь Саваоф с нимбом в виде ромба. На тыльной сто-роне - надписания святынь, помещенных в крест. Согласно надписям в центре креста-мощевика помещена частица Ризы Господней (Спасителева Риза Алексея Митрополита)
ПО ГРАНЯМ КРЕСТА ПОМЕЩЕНЫ ЧАСТИЦЫ МОЩЕЙ ВЕРТИКАЛЬНО, СВЕРХУ ВНИЗ: Святителя Иоанна Златоуста Святого Великомученика и Победоносца Георгия Святого великомученика Иакова Персиянина Преподобного Иоанна Дамаскина Преподобного Иоанна Кущника Преподобного Сампсона Странноприимца Святого мученика Андриана Преподобного Моисея Мурина Преподобного Николы Святоши Преподобного Дамиана Целебника Святой мученицы Евфимии ГОРИЗОНТАЛЬНО, СЛЕВА НАПРАВО: Святого великомученика и целителя Пантелеймона Святой мученицы Агафий Святой мученицы Ирины Святителя Григория Нисского Святого мученика Трифона Святой великомученицы Марины Святого священномученника Василия Амасийского, епископа Святой мученицы Христины Святой мученицы Параскевы
|
История обретения
ИСТОРИЯ РИЗЫ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
На Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир (Германия) и в 328 г. положена в Трирском соборе, Это предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. Известна акже часть Ризы Господней в г. Аржантейле, близ Парижа.
Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховелй вплоть до XVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший рузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу в дар Патриарху Фиарету (1619-1633) и царю Михаилу. Великую святыню встретили в Москве у Донского юнастыря за Калужскими воротами и освидетельствовали ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. Ризу Господню принесли в Успенский обор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне сеняет гробницу святого патриарха Ермогена. Впоследствии две части Ризы Господней аходились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском оборе. Части Ризы хранились также в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском мо настыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 (23) июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
О судьбе "московской" части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: "По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне".
После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращен в музей.
В XXI веке Господь не оставил наше Отечество и явил частицы Ризы Своей в России. Одна из них обретена в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Спасский монастырь" и ныне почивает в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным — за великие заслуги. Еще одна частица, заключенная в серебряный складень, из фондов Музеев Московского Кремля была передана Президентом РФ В.В. Путиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 19 ноября 2007 года в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Возвращенная к православному почитанию святыня находится в московском Соборном Храме Христа Спасителя. Промыслом Божиим, на Русском Севере явлена еще одна частица Ризы Господней, но ее история полностью еще не раскрыта.
Напечатано по благославению епископа Архангельского Тихона.