Храм святителя Алексия митрополита Московского

Печать

Как правильно похоронить близких

Автор: Настоятель храма. Раздел Новости храма

Как правильно похоронить близких

О ЗАОЧНОМ ОТПЕВАНИИ

Иногда отпевание в храме бывает физически невыполнимым; тогда вершается отпевание на дому или же, если нет возможности пригласить священника на дом, то в ближайшем храме усопшего отпевают заочно.

После прощания с усопшим на кладбище (перед тем, как забить гроб), закрыв усопшего покровом или белым полотном, крестообразно посыпают его землей. Для этого полученную в храме освященную землю разделяют на три приблизительно равные части и с пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» троекратно посыпают тело крестообразно, строго соблюдая правильность креста - от головы к ногам и с правого плеча на левое. Если умерший соборовался, то на покров также поливается оставшееся соборное масло с пением «Аллилуиа» (3 раза).

Если православного христианина уже погребли без отпевания, и через какое-то время, иногда через годы, родственники все же хотят отпеть умершего, тогда в церкви опять- таки заказывается заочное отпевание. Полученная по отпевании освященная земля крестообразно с пением «Трисвятого» посыпается на могильный холм.

Если земля, полученная в храме, не будет доставлена на могилу в день отпевания, не надо бояться заносить ее домой. Страх этот - суеверный: земля освящена в церкви и относиться к ней требуется, как к святыне. Хранят ее в подобающем д ля святыни месте, обычно в святом углу за иконами.

О ПРЕДАНИИ ТЕЛА ЗЕМЛЕ

При выносе гроба с телом из храма после отпевания поется ангельская песнь «Трисвятое». Гроб выносят так, чтобы лицо умершего было обращено к выходу (ногами вперед). Если священник сопровождает гроб с почившим до могилы (что теперь, к сожалению, бывает редко), то на кладбище совершается последняя лития и обряд предания тела земле.

Могила и надгробие христианина должны быть устроены просто и скромно. Их цель - показывать иным христианам, что здесь погребен их собрат по вере, и сохранить для потомков имя его. Могила - это место будущего воскресения, поэтому относиться к ней надо с благоговением. Она должна содержаться в чистоте и порядке.

Могила устраивается так, чтобы при опускании гроба лицо умершего было обращено к востоку, в знак того, что он идет от запада жизни к востоку вечности, и в знак веры в Воскресение Христово. Глубина могилы должна быть не менее 180 сантиметров. Делаемые в некоторых случаях боковые подкопы для гроба, якобы облегчающие покойнику тяжесть от давления земли, Церковь считает суеверием. То же самое относится и к устроению перекрытия из досок или кирпичного свода над опущенным в могилу гробом.

Из глубокой древности идет обычай отмечать место погребения холмом. Христианская Церковь, приняв и сохранив этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Честным и животворящим Крестом Господним, молчаливым проповедником блаженного бессмертия и воскресения. Крест устанавливают в ногах погребенного, как бы перед лицом его.

Крест делается из любого долговечного материала, он обязательно должен быть восьмиконечным и правильной формы. В православной России наиболее часто употребляют деревянный восьмиконечный крест с укрепленными сверху него двумя ложечками в виде крыши, так называемый «голубец». Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда чист, ухожен и, если необходимо, покрашен. На кресте помещается фамилия, полное имя и отчество умершего, а также даты его рождения и смерти. Обращаясь ко кресту, будут приносить молитвы приходящие на могилу люди, поэтому допускается помещать на кресте небольшую иконку, но ни как не фотографию умершего. Если на кресте изображено Распятие, то той стороной, где Распятие, крест должен быть обращен к лицу покойного. Не приличествуют могиле христианина дорогие монументы и надгробия.

Веруя в конечное воскресение, христиане чуждаются возрожденного в нашем веке языческого обычая трупосожжения (кремации), ведущего к полному уничтожению тела, имеющего в себе явный образ геенны огненной.

При опускании тела в могилу снова поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь, перед закрытием могилы бросают в нее по комку земли. Таким образом тело предают земле в знак покорности Божию определению: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3,19). Для совершения заупокойных молитв на кладбище лучше приносить с собой икону или Крест с изображением Распятия Господня.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Молитва за усопших - самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Священное Предание указывает дни, которые православные христиане особенно должны посвящать памяти усопших. Это в первую очередь третий, девятый и сороковой дни по кончине. Третины совершают в честь того, что умерший был крещен во имя Отца и Сына и святого Духа - Бога, единого в Троице, а также в честь трехдневного Воскресения Иисуса Христа. На третий день душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь, обвиняя в грехах, совершенных ею по их наущению. Когда в третий день бывает в церкви поминовение, душа получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби и благую надежду. В этот же день она возносится на небеса для поклонения Богу.

До девятого дня душе показывают красоты рая, а в остальное до сорокового дня время - мучения и ужасы ада. В девятый день в церкви необходимо совершить поминовение для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.

Только на сороковой день назначается душе место до воскресения и Страшного Суда. Сорок дней - время, когда решается судьба души умершего, поэтому в это время возможны благоприятные изменения в состоянии его души.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УМЕРШИХ

Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, поминовением за литургией (обедней), когда частицы, изъятые из священных хлебов за живых и умерших, погружаются в кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся за Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего мы не можем сделать для усопших, особенно в те сорок дней, когда душа следует по пути к вечным селениям.

Святая Церковь постановила творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться об отпевании, а затем о сорокоусте, т.е. о сорокодневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности можно заказать сорок обеден в нескольких храмах. Как сделать это? Прийти в церковь до начала службы и заказать обедню о - упокоении или сорокоуст (назвать полное имя умершего). После обедни можно отслужить панихиду; молитва будет действеннее, если поминающий сам покается и причастится.

О ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОЛИТВЕННОЙ ПОМОЩИ УСОПШИМ

Не будем ослабевать в молитве за умершего и после сорока дней после его кончины - даже по истечении этого срока Божие милосердие не оставляет душу без надежды, хотя бы она по своим делам и была осуждена на муки. Надежда эта сохраняется до самого страшного суда. Господь ждет, чтобы грехопадения такого человека старались восполнить его близкие, совершая богоугодные дела, которых сам умерший не успел совершить при жизни. Отныне особенным днем его поминовения будет каждая годовщина смерти. День Ангела, т.е. день памяти святого, имя которого носил умерший, а так же день рождения. В эти дни хорошо заказать поминовение на литургии, отслужить панихиду.

Милостыня также облегчает загробную участь покойного. Даже если по ошибке милостыня будет подана недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Но вообще надо стараться подавать тем, кто в этом действительно нуждается. Таких немало среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Древний и всеобщий обычай христианский - жертвовать на храмы и монастыри.

Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе дух Христов не помогут никакие молитвы живущих еще братий. О ВСЕЛЕНСКИХ

РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТАХ

Дни вселенского (всеобщего) поминовения умерших получили название родительских суббот.

1. Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого Поста.

2. В Великий Пост поминовению усопших посвящаются вторая, третья и четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные литургии, ни поминальные трапезы, совершение панихиды в сороковой день не отлагается.

3. Троицкая суббота - день перед праздником Пятидесятницы. В этот день с особой благотатной силой Божия Церковь дерзает молиться о праведных и грешных и даже «о еже во аде держимых».

4. Вторник Фоминой недели (второй недели по Пасхе), - Радоница. В этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших ближних радостною вестью о Воскресении Христовом.

5. 11 сентября /нового стиля/, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи (полагается строгий пост) совершается поминовение православых воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.

6. Димитриевская суббота совершается за неделю перед 8 ноября (нового стиля), днем великомученника Димитрия Солунского. Также, как и предыдущая, она посвящена, в первую очередь, поминовению павших воинов.

В эти дни отслужите о своих близких заказные обедни, помолитесь за панихидой (общим молебным пением за умерших), а дома читайте 17 кафизму из псалтири, помяните умерших за трапезой.

В дни всеобщего поминования усопших хорошо посетить могилы ближних, следует напомнить, что за несколько дней до родительской субботы необходимо навести порядок на могилке, поправить крест, обновить и покрасить оградку, убрать мусор. Этим недопустимо заниматься в сам день поминовения. В этот день лучше просто посидеть около могилки, вспомнить умершего, помолиться о нем. Хорошо отслужить на могиле литию. В день Радоницы ни в коем случае не надо класть крашеные яички на могилы - это языческий обычай. Нельзя распивать на кладбище спиртные напитки, и уж тем более недопустимо лить водку в могильный холм.

Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».

(Окончание следует...)

Из кн. “Как умереть по христиански?”