Храм святителя Алексия митрополита Московского

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Автор: Настоятель храма. Раздел Новости храма

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, Среди учеников Хри­ста – апостолов – Православная Церковь особо почитает двух, усвояя им звание первоверховных. Это— святые Петр и Павел, по словам святителя Иоанна Златоуста, «прев­зошедшие всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр — начало Православию, вели­кий священнослужитель Церкви...

Павел – великий проповедник исти­ны, бдительный кормчий Христовой Церкви». Святой апостол Петр, старший брат апостола Андрея, до призвания своего был рыбаком в Вифсаиде, небольшом городке у Галилейского озера. Имя его было Симон. «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (греч. – Петр)» – так сказал ему Господь Иисус Христос (Ин. 1, 42), взглянув на него. Спустя некоторое время, проходя берегом Галилейского озе­ра, Христос вновь увидел Симона Петра и Андрея, закидывающих се­ти. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19) (кон­дак 2) – эти слова, обращенные к простым рыбакам, предопределили их судьбу. Пылкий, горячо возлю­бивший Господа Иисуса, Петр сразу же последовал за Ним. Вскоре и Сам Господь посетил дом Петра, исцелив его тещу от горячки (Мк. 1, 29 – 31). Имея великое усердие и веру, Петр – единственный из учеников Христа – дерзнул просить у Него: «Повели мне прийти к Тебе по воде». По слову Господа он вышел из лод­ки и, как по суше, направился к Нему. Но, усомнившись в Боже­ственной помощи, стал тонуть. «Гос­поди! Спаси меня», – воскликнул Петр. И Божественный Учитель не замедлил прийти на помощь, простер руку и ввел его обратно в корабль (Мф. 14, 28 – 32) (икос 3). Но не только от бури и ветра, но и от маловерия спасал его Господь, гово­ря: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22, 32) (кон­дак 4). Вместе с Иаковом и Иоанном апостол Петр был на Фаворе свидетелем Божественной Славы Господ­ней. Увидев Преображенного Госпо­да Иисуса Христа и услышав глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой воз­любленный; Его слушайте», Петр возрадовался и воскликнул: «Хорошо нам быть здесь» (Мк. 9, 2 – 7) (икос 5). Воспоминание об этом содержит­ся в одном из его посланий (2 Пет. 1, 17 – 19). Когда приблизилось время Кре­стных страданий Спасителя, на пути в Иерусалим, Он спросил Своих уче­ников: «Вы за кого почитаете Ме­ня?» Апостол Петр первым из учени­ков ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», за что удостоился высшей похвалы у Господа: «Блажен ты Симон, сын Ионин... Ты – Петр, и на сем камене я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 15—18) (икос 7). Это испо­ведание Христа Сыном Божиим на­шло свое отражение в службе апо­столам: «Христос тя, перваго, из­брав, Петре, основание веры венча тя». В Сионской горнице накануне Тайной Вечери Спаситель, «взяв по­лотенце, препоясался... и начал умы­вать ноги ученикам». «Тебе ли умы­вать мои ноги?» – возразил ему Петр. «Если не умою тебя, не име­ешь части со Мною», – отвечал ему Господь. И тогда Петр, объятый страхом и любовью, возопил: «Гос­поди! Не только ноги мои, но и руки, и голову» (Ин. 13, 3 – 9) (икос 9). Лишь один ученик вступился за Господа ночью в Гефсиманском са­ду—то был апостол Петр. Выхватив меч, он отрубил ухо одному из при­шедших, но Спаситель, даже в пред­смертный Свой час, исцелил раба. Петр следовал за Христом до дома первосвященника Каиафы, вошел с ним на двор и стоял там, греясь у костра. Но трижды, отвечая на воп­росы окружающих, отрекался он от своего Божественного Учителя: «Не знаю человека сего» (Мк. 14, 71), и после третьего отказа вдруг увидел, что его Господь смотрит на него, и, «выйдя вон, горько плакал» (Лк. 22, 63) (кондак 10). Но нет такого греха, который не может простить Милосердный Господь. Покаяние Петра было так глу­боко и сильно, что именно ему, первому из учеников, явился Гос­подь по Воскресении. Трижды вопро­сив апостола: «Любишь ли ты Ме­ня?» и трижды получив ответ: «Так, Господи! Ты знаешь, как я люблю Тебя» (Ин. 21, 15 – 17), Иисус Хри­стос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти своих словесных овец (икос 11). После вознесения Господня по предложению Петра к числу двенад­цати был причислен святой еванге­лист Матфий (Деян. 1, 15 – 26). В дальнейшем, по сошествии на них Святого Духа, апостол Петр стал главой первохристианской общины. Его проповедь, вдохновленная горя­чей любовью к Воскресшему Госпо­ду, была так действенна, что обра­щала ко Христу тысячи людей (Де­ян. 2,41; 4, 4). Чудесные знамения сопровождали исповедание Петром Христовой веры. Мертвые воскреса­ли (Деян. 9, 40), хромые и расслаб­ленные исцелялись (Деян. 3, 1 – 8; 9, 32 – 34), обличаемые в преступлени­ях испускали дух (Деян. 5, 5 – 10). Известны два соборных посла­ния святого апостола Петра (ок. 63 и 67 гг.). Во втором он пишет, «что скоро должен оставить храмину (свою), как и Господь Иисус Христос .открыл (мне)» (2 Пет. 1, 14), то есть по слову Господа предсказывает свою скорую кончину. По повелению императора Нерона апостола схвати­ли и приговорили к распятию. Счи­тая себя недостойным принять такую же мученическую кончину, как и его Учитель, он просил мучителей рас­пять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу. Святой апостол Павел происхо­дил из колена Вениаминова и до своего апостольского служения но­сил имя Савл. Уроженец города Тарса, «тщательно наставленный в оте­ческом законе, ревнитель по Боге», как свидетельствовал он сам о се­бе,— «даже до смерти гнал последо­вателей сего учения (христиан), свя­зывая и предавая в темницу мужчин и женщин» (Деян. 22, 3—4). Он одобрял убиение архидиакона Стефана и даже охранял одежды побивав­ших его камнями (Деян. 8, 3). В 34 году он был направлен в Дамаск с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там христиан. На пути с ним про­изошло событие, коренным образом изменившее всю судьбу Савла. Когда он приблизился к Дама­ску, его осиял Божественный Свет. Все сопровождавшие его воины упа­ли на землю, и он услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти про­тив рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян. 26, 13 – 16). Спутники Савла слышали голос, но не могли разобрать слов. Савл ослеп от Божественного сияния и по пове­лению Господа направился в Дамаск, где жил один из 70 апостолов Ана­ния. Ему в видении было открыто, чтобы он пошел «на улицу, нарица-емую Прямую, и спросил в Иудином доме тарсянина по имени Савл» (Де­ян. 9, 11). Анания должен был возло­жить на него руки, чтобы он проз­рел. По исполнении повеленного как бы чешуя спала от глаз слепца; он прозрел, принял Святое Крещение и был наречен Павлом (икос 2). Получив от Господа указание о благовестил,, святой апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и язычников, рабов и свободных, предпринимая длитель­ные путешествия и рассылая посла­ния. В Палестине и Малой Азии, Греции и Италии, на островах Среди­земноморья раздавалось пламенное слово апостола (кондак 3, икос 4, кондак 5). Во время первого путеше­ствия на остров Кипр Павел, «испол­нившись Духа Святого», запретил волхву Елиме «совращать с прямых путей Господних» проконсула Сергия Павла. По слову апостола волхв ос­леп и, «обращаясь туда и сюда, искал вожатого» (Деян. 13, 8 – 11) (икос 6). Павел был среди участников первого Собора апостолов в Иерусалиме ок. 51 года (кондак 7). На нем он поведал, «какие знамения и чуде­са сотворил Бог через них среди язычников» (Деян. 15, 12). Собор принял решение не принуждать язычников к исполнению Моисеева закона, но «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 29). В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчисли­мые скорби. «От иудеев,—писал он,—пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, три раза меня били палками, однажды камня­ми побивали, три раза я терпел ко­раблекрушения» (2 Кор. И, 24—25) (икос 10). Проповедуя в Филиппах в Македонии, он был схвачен и отве­ден в темницу. Но и в узах святой апостол продолжал молиться и сла­вить Бога, и в полночь поколебалось основание темничное, отворились двери и расторглись оковы (Деян. 16, 22—26) (икос 8). Находясь в Афинах, святой апо­стол благовествовал о Христе, «Ко­торым живем, и движемся, и суще­ствуем» (Деян. 17, 28), в ареопаге— верховном собрании Древней Греции. Эта горячая проповедь привлекла к Истинному Богу новых последовате­лей, среди них известного впослед­ствии христианского богослова Ди­онисия Ареопагита. Возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия, в Ке­сарии апостол встретился с пророком Агавом, который взял пояс Павла и, связав себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут во Иерусалиме иудеи» (Деян. 21, 11) (кондак 11). Этими словами пророк предрек апо­столу узы, в которых ему суждено было пребывать до конца жизни. Вернувшись во Иерусалим, он был схвачен и, как римский гражданин, отправлен на суд к кесарю. В Риме апостол Павел помогал апостолу Петру просвещать жителей светом Христовой веры. По некото­рым сведениям, он обратил в христи­анство главного императорского ви­ночерпия, за что был осужден на смерть. Святого апостола усекли мечом. Одни данные свидетельствуют, что апостолы Петр и Павел отошли ко Господу в один день, по другим – Павел мученически погиб ровно че­рез год после смерти апостола Пет­ра. Празднование их памяти нача­лось сразу же после казни. Место погребения апостолов было священ­но для первохристиан. В IV веке святой равноапостольный Констан­тин Великий воздвиг в Риме и Кон­стантинополе храмы во имя святых первойерховных апостолов Петра и Павла. В Русской Церкви их почита­ние началось сразу же по Крещении Руси. По церковному преданию, свя­той равноапостольный великий князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была препод­несена в дар новгородскому Софий­скому собору. Изображения святых апостолов в иконостасе стали непре­менной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы свя­тых апостолов Петра и Павла, напи­санные гениальным русским иконо­писцем преподобным Андреем Рубле­вым.
Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла совершает­ся 29 июня/12 июля.

Как лечить гастрит быстро. Как лечить гастрит желудка дома. Как лечить гастрит народными средствами. Лечение и профилактика кариеса. Быстрая профилактика кариеса зубов. Профилактика кариеса у взрослых. Питание во время беременности. Какое правильное питание во время беременности. Режим питания во время беременности. Почки симптомы болезни. Главные признаки болезни почек. Питание при болезни почек. Как доставить удовольствие девушке. Как доставить девушке больше удовольствия днем. Как доставить максимум удовольствия девушке. Грудные мышцы в домашних условиях. Быстрые домашние упражнения для грудных мышц. Тренировка грудных мышц. Йога для начинающих видео. Качественная йога для беременных. Уроки йоги для начинающих. Народное лечение простата. Главные средства лечения аденомы простаты. Лечение простатита и аденомы простаты.