Храм святителя Алексия митрополита Московского

Слово Патриарха Неделя 28-я по Пятидесятнице

Автор: Настоятель храма. Раздел Новости храма

Для того чтобы именно так, поступательно, осуществлялось развитие и страны, и Церкви нашей, мы должны не только сами трудиться, бороться с проблемами и негативными явлениями в нашей жизни, но и, устремляясь вперед, ясно понимать, что лишь своей силой нам не справиться.

Может быть, какой-то формальный положительный сдвиг и произойдет, но вот по сути, с точки зрения духовного роста личности, общества, народа, — нам необходима Божественная помощь. Вся история Отечества нашего об этом свидетельствует, и нужно быть просто слепым, чтобы не видеть, как Бог ведет нас по путям истории.

Божественное водительство

Восприятие прошлого вне религиозного опыта всегда ущербно, потому что это плоский взгляд на историю, лишенный фокуса на самое главное и самое существенное. Наше движение успешно настолько, насколько мы это Божественное водительство принимаем, насколько мы подчиняем ему свой разум и свое сердце.

Из слова перед началом новогоднего молебна 31 декабря 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Бог не спасает нас помимо нашей воли

Господь отходит от человека и перестает поддерживать его Своей энергией, когда сам человек заявляет, что он в этом не нуждается, когда вера ослабевает, когда на место веры поставляется нечто, происходящее от человеческого ума, будоражащее сознание, толкающее к самовозвышению, к исключению из жизни Божественного начала. Бог не спасает нас помимо нашей воли, и если мы сами не желаем спасения, то и спасения нет. А поскольку спасение начинается здесь, на земле, то уже эта земная жизнь становится мучительной; и сколько же страданий, сколько смерти, сколько крови, сколько несправедливости оказалось в жизни нашего народа в минувшее столетие!

Христос открыл возможность войти в Царство Божественной славы

Именно Христос открыл эту возможность войти в Царство Божественной славы. А все те, кто жил до Него, — даже те, кто был гигантом духа, образцом святости, кто утверждал великие нравственные ценности, заложенные еще в Ветхом Завете, кто страдал ради них, кто скитался по горам, пещерам и пропастям земным, как сказано сегодня в апостольском чтении, кто пострадал даже до смерти, кого пытали, кого изгоняли, кого побивали камнями за свидетельство Божественной правды, — они не получили обетования ни при жизни, ни после смерти, потому что врата Царства были закрыты. Но вместе со Христом Воскресшим они вышли из места скорби, где находились их души, и Он их ввел в Божественное Царство Его славы.

Признание в жизни вечной

Если мы исключим из нашего сознания перспективу вечной жизни, если мы признаем за реальность страшный миф о том, что вечной жизни не существует, то вся история превращается в бессмысленность, у которой нет предназначения, потому что не может быть предназначением истории более счастливая жизнь следующего поколения. Такого не бывает, потому что в каждом поколении — свои герои, свои мученики, свои пророки, свои великие люди, и очень часто большинство из них неведомы нам, но ведомы Богу.

И как те ветхозаветные праотцы и отцы, свидетельствованные верой, не получили обещанного, так и ныне живущие или нам предшествовавшие люди часто не получают признания в следующих поколениях, но все они получают призвание и признание в жизни вечной. И если бы не было вечной жизни, то не было бы никогда полной и абсолютной справедливости, потому что по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию люди не могут выносить праведный суд об истории. Только Бог выносит этот праведный суд, и в Его Царство вступают герои духа, святые подвижники, — и те, о ком знали и, быть может, забыли, и те, о ком никто не знал и не помнил. В вечности осуществляется высшая Божественная справедливость. И когда мы пытаемся оценивать прошлое, выносить свой суд, в том числе о событиях столетней давности, мы должны помнить, что всякое человеческое суждение условно. Оно ограничено возможностями человеческого разума, человеческой памяти, оно ограничено теми данными, которыми люди располагают. Но есть Божий суд, как сказал великий поэт. Этот Божий суд являет абсолютную справедливость, и в этом суде является слава тех людей, которые жизнью своею утвердили веру, утвердили великие нравственные принципы.

По метериалам сайта