Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси
Тихон (Беллавин) (1865 — 1925), патриарх Московский и всея России, святитель. Память 9 февраля (22 февраля) в день обретения мощей, 25 марта (7 апреля) в день преставления, 26 сентября (9 октября) в день прославления, 5 октября (18 октября) в сонме Московских святителей, 5 ноября (18 ноября) в день избрания на патриарший престол, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В миру Беллавин Василий Иванович, родился 19 января 1865 года на погосте Клин Торопецкого уезда в семье сельского священника. Наречен при крещении Василием в честь св. Василия Великого.
В 1869 г. его отец, священник Иоанн, был переведен в Преображенский храм г. Торопца.
С 1874 по 1878 год учился в Торопецком духовном училище. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше Святейшество».
С 1878 по 1884 год учился в Псковской духовной семинарии. Окончил семинарию с отличием.
11 июня 1888 года окончил Санкт-Петербургскую духовную академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему «Quesnel и его отношение к янсенизму»). Получил назначение в родную Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия и французкого языка.
14 декабря 1891 года пострижен в монашество с именем Тихон в честь св. Тихона Задонского. Постриг совершил епископ Псковский и Порховский Гермоген (Добронравин).
15 декабря того же года еп. Гермогеном рукоположен в сан иеродиакона, а 22 декабря — в сан иеромонаха.
17 марта 1892 года переведен инспектором в Холмскую духовную семинарию.
24 июня того же года назначен ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, но 15 июля того же года назначен ректором Холмской духовной семинарии. Одновременно состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем Православного братства и цензором изданий. Также руководил монастырским благочинием Холмско-Варшавской епархии.
19 октября 1897 года был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев), архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров).
14 сентября 1898 года был переведен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру, с 7 февраля 1900 года именуется епископом Североамериканским и Аляскинским.
Время епископского служения свт.Тихона в Америке было ознаменовано расцветом в жизни местной Православной Церкви: была учреждена духовная семинария в Миннеаполисе (что устранило необходимость присылать священников из России), был основан Свято-Тихоновский монастырь возле г. Скрантона (штат Пенсильвания) со школой-приютом при нем. Епископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Православие при свт.Тихоне стало приобретать всеамериканский масштаб. Под его председательством в Майфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший между собой переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других мест. В правление свт.Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная никаких впоследствии начавшихся раздоров из-за юрисдикционной принадлежности: был единый архипастырь и единое стадо. За 8 лет управления епархией свт.Тихоном число приходов в ней увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов обратились в Православие.
5 мая 1905 года возведен в сан архиепископа, кафедра именуется «Алеутской и Североамериканской».
25 января 1907 года был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, где он быстро приобрел любовь своей паствы и был избран почетным гражданином города Ярославля.
22 декабря 1913 году переведен на Виленскую и Литовскую кафедру.
После Февральской революции и формирования нового Синода владыка Тихон стал его членом.
21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его правящим архиереем Московской епархии.
13 августа 1917 года возведен в сан митрополита.
С 15 августа 1917 года участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора в Москве, был избран председателем Собора.
5 ноября на Соборе был избран Патриархом Московским и всея России из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским.
24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января 1919 г. (под Рождество Христово) освобожден из-под стражи.Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «обновленцами» и «автокефалистами» (раскольниками). Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов «тихоновцами».
25 сентября 1919 года он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.
В течение 1920 года подвергался неоднократным домашним арестам.
Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих.
6 мая 1922 года патриарх был арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей» и заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в московский Донской монастырь, а затем помещен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке.
27 июня 1923 был освобожден из под стражи, 21 марта 1924 г. следственное дело Патриарха Тихона было прекращено.
9 декабря 1924 г. в покоях свт. Тихона в Донском монастыре неизвестными был расстрелян Полозов Яков Анисимович, келейник патриарха. По наиболее распространенной версии, это была неудачная попытка покушения на патриарха, по другой версии — убийцы устранили верного патриарху человека, чтобы на его место поставить более сговорчивого, для оказания давления на свт. Тихона.
Скончался 7 апреля 1925 года в 11 час. 45 мин. в Москве, в лечебнице Бакуниных на Остоженке. На погребении присутствовало 59 епископов, количество людей пришедших перед этим проститься с великим Патриархом исчислялось многими сотнями тысяч
22 февраля 1992 года мощи святителя были обретены в Малом соборе Донского монастыря.
9 октября 1989 года был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.